Программа дополнительного образования для руководителей школ, заместителей директоров и педагогов по организации духовно-нравственного воспитания.
Модуль I. Этические проблемы современного общества. 8 ч.
Президент РФ Путин В.В. о духовно-нравственном кризисе в современном обществе и путях его преодоления. Послания Федеральному Собранию РФ 2012 и 2013 гг. Духовно-нравственный кризис в России – отражение кризиса европейской цивилизации в сфере философии, идеологии, культуры и системы образования. Проблема человека в западной культуре, философии и искусстве. Влияние духовно-нравственного кризиса на социализацию молодёжи. Система образования как основной фактор противодействия кризису в духовной сфере. Закон об образовании в РФ о духовно-нравственном воспитании.
Модуль II. Духовно-нравственная эволюция человечества. Религии – носители нравственных начал. 20 ч.
Роль религии в духовно-нравственном развитии человечества. Современная наука о роли религии в эволюции человека и его самоидентификации. Извечные духовно-нравственные проблемы: добро и зло, духовное и материальное, справедливость и милосердие, мужчина и женщина, брак и семья.
Язычество как религия, мировоззрение и исходная ступень духовного развития человечества. Теория естественного происхождения морали и нравственности. Выдающиеся мыслители древности в поисках нравственных ценностей, идеального человека и государства: Конфуций, Будда, Сократ, Платон, Аристотель.
Нравственные принципы языческого общества и их связь с современностью: культ силы; презрение к окружающим; секс выше любви; материальное важнее духовного; суеверие господствует над верой, правда и ложь субъективны. Духовный кризис язычества, упадок нравственности и потеря духовных идеалов – главная причина заката античности и крушения Римской империи.
Монотеизм – новая форма религии и более высокая ступень духовного развития людей. Закон Моисея – фундамент нравственного развития человечества, его влияние на возникновение трёх религий монотеизма. Содержание десяти заповедей Моисея. Личная ответственность за выполнение моральных предписании – главный принцип монотеизма. Иудаизм - религия, мировоззрение и образ жизни.
Учение Иисуса Христа – духовная основа европейской цивилизации. Требование высочайшей нравственности – основное содержание учения Христа. Учение Христа и христианская церковь. Учение Иисуса Христа в условиях существования рабовладельческого, феодального и буржуазного государства. Основные этапы развития христианской церкви, её положение в современном мире.
Нравственное учение ислама. Ислам в современном мире.
Этика буддизма. Современные восточные секты.
Модуль III. Философская база духовно-нравственного воспитания молодежи. 16 ч.
Противоречия в философских взглядах на биосоциальную сущность человека. Борьба представлений о телесной и духовной природе человека. Ч. Дарвин, З. Фрейд, К. Г. Юнг и советские психологи о наличии духовной природы человека. Светское понимание духовности. Творческий процесс и телесная сущность животного и человека.
Противодействие нигилизму, ницшеанству и фрейдизму, составляющим основное содержание современной либеральной философии. Либеральные теории переустройства общества путем глобализации, уничтожения государства, религии и семьи, разоблачение их разрушительного воздействия. Выяснение сущности либеральной этики как основы индивидуализма. Христианский и либеральный гуманизм – два антипода.
Оптимистическое и пессимистическое мировоззрение: атеизм. З. Фрейд, Э. Фромм, А. Швейцер, А.Г. Спиркин об оптимизме и пессимизме, эросе и танатосе. Различие и сходство между научными и религиозными гипотезами возникновения вселенной.
Общечеловеческие ценности Запада. Их оторванность от многовекового опыта развития народов, европоцентризм и неприятие большинством населения земли, а также их лживость и несоответствие традиционному менталитету народов России.
Христианская вера и суеверия. Тоталитарные религиозные секты.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование оптимистического мировоззрения, представления о жизни как бесценном даре.
Модуль IV. Воспитание гражданина; его взаимоотношения с обществом и государством. 12 ч.
Цель образовательной системы страны - «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». В. В. Путин. В чем состоят нравственные основы либерального индивидуализма, православной соборности или коллективизма и личной успешности?
Цель и смысл жизни. Ценность человеческой жизни. Честь и совесть, порядочность и успешность. Труд – источник личного и общественного блага. Желания и возможности. Самовыражение личности, современное искусство и этика.
Собственность, мое и наше, чувство социальной справедливости. Соотношение интересов личности, общества и государства. Предприимчивость и законопослушание.
Любовь как биопсихологический и социально-этический феномен. Семья – продукт эволюции общественных и духовно-личностных отношений, колыбель научения любви и приучения к нравственности. Семейные ценности.
Глобализация, патриотизм и защита Родины. Нравственное воспитание - основа информационной безопасности молодежи.
Этика гражданина многонациональной и многоконфессиональной страны. Национализм и неофашизм.
Модуль V. Некоторые черты системы духовно- нравственного воспитания молодежи. 16 ч.
Государственная образовательная политика. Закон об образовании РФ о духовно-нравственном воспитании. Президент РФ Путин о государственной политике в сфере образования.
Основное содержание идеологии российского консерватизма, предложенной В.В. Путиным. Воспитание молодежи на традиционных этических ценностях народов России. Их неразрывная связь с ценностями советского периода. Защита государственных интересов в информационном пространстве.
Место и возможности религии в современной системе духовно-нравственного воспитания молодежи. Пути сотрудничества религиозных и образовательных организаций.
Роль и значение нравственного просвещения в системе воспитательной работы на примере концепции профессионального лицея.
Педагогика развития, свободное воспитание, воспитательные системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского – как образцы для создания общественно-значимой системы воспитания в образовательной организации. Границы субъект – субъектной педагогики. Авторитарная педагогика и авторитет педагога.
Разработка проекта модели системы духовно-нравственного воспитания на примере собственной образовательной организации.
Автор-составитель,
кандидат пед. наук
В.А. Мальцев