Лекция № 1. Этнопсихология как наука
1. Что такое этнос?
2. Человечество и нация.
3. Психологическая основа нации
4. Культура как психологическое понятие.
5. Что такое этнопсихология?
6. Зарождение этнопсихологии в истории и философии
7. Изучение психологии народов в Германии и России '
8. В. Вундт - основатель науки о психологии народов.
9. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии
Лекция №2. Методы и направления этнопсихологических исследований
1. Конфигурации культур
2. Базовая и модальная личность
3. Психологическая антропология
4. Релятивизм, абсолютизм, универсализм
5. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.
6. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
7. Ш. Летурно о психологии и нравственности первобытных людей
8. Принципы языческой нравственности.
9. Национальный характер или ментальность?
- Русская душа
Лекция № 3. Межэтнические отношения
1. Отношения межгрупповые и межличностные
2. Психологическая обусловленность межэтнических отношений
3. Социальная и этническая идентичность
4. Этноцентризм как социально-психологическое явление
5. Этноцентизм и национализм
6. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
7. Индивидуализм и коллективизм
8. Вина и стыд как механизмы, социального контроля
9. Национально-психологические особенности представителей славянских народов
Лекция № 4. Этносы во взаимодействии культур
1. Регулятивная функция культуры
2. Адаптация к новой культурной среде
3. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
4. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
5. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
6. Подготовка к межкультурному взаимодействию
7. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности (повышенная чувствительность, тревожность)
8. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры
Лекция № 5. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
1. Определение этнических конфликтов
2. Классификация этнических конфликтов
3. Возникновение этнических конфликтов
4. Протекание этнических конфликтов
5. Урегулирование этнических конфликтов
6. Глобализация межэтнических конфликтов
Лекция № 6. Этнопедагогика как наука
1. Создатель этнопедагогики Волков Г. Н.
2. Этическая культура и этнопедагогика
3. Понятие этнопедагогики и ее функции
4. Духовные истоки народной педагогики
5. Духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений
6. Природа – определяющий фактор этнопедагогики
7. Я.А. Коменский – продолжатель народной педагогики
8. К.Д. Ушинский – основатель российской педагогики
9. Великий советский педагог Антон Семёнович Макаренко
10. В.А. Сухомлинский – продолжатель традиций народной педагогики.
Лекция № 7. Педагогическая культура и духовный прогресс народа
1. Педагогическая культура, ее сущность и содержание
2. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
3. Педагогические явления народной жизни
4. Народное воспитание и преемственность поколений
5. Народ как творец педагогической культуры
Лекция № 8. Поиски идеального человека 1. Как древний человек искал свою сущность?
2. Мировоззрение язычника
3. Возникновение представлений об идеальном человеке на Древнем Востоке и Греции
- Будда, Конфуций, Зороастр
- Древнегреческие философы о человека
- Сократ
4. Пятикнижие Моисея (Тора) о сущности человека
5. Человек в учении Иисуса Христа
6. Новый человек в учении апостола Павла
7. Человек в Средние века
8. Современные представления о сущности человека
Лекция № 9. Место религии в истории духовного развития этносов
1. Сознание и религия
2. Наука о роли духовности и религии
3. Религия, государство, семья
4. Религия - источник искусства, науки, культуры
5. Закон и право
6. Образ богов и нравы людей
7. Языческие религии на путях поиска духовности
8. Возникновение нравственности
Лекция № 10. Факторы народного воспитания
1. Труд
2. Быт
3. Традиции
4. Слово
5. Пример-идеал
6. Религия
7. Природа
8. Игра
9. Общение
10. Искусство
11. Значение этнопедагогики