ORANGE VIOLET BLUE

Обратная связь

Поиск по сайту

Статья Март 2012

 

Март 2012 г. 

Педология сегодня

     Проблема соотношения обучения и воспитания стара, как и европейская цивилизация. Если Сократ (5 в. до н.э.) считал, что получение знаний необходимо, чтобы молодой человек мог постичь добродетели, среди которых главными были: умеренность, мудрость, храбрость, справедливость, то чуть более поздние философы - софисты считали, что получение знаний необходимо для умения выигрывать споры и судебные тяжбы, защищая даже самые неблаговидные дела. Таким образом, главным в образовании юношей у Сократа было воспитание нравственности, а у софистов умение из знаний извлекать выгоду.

     Основатель классической педагогики Я. А. Коменский, следуя путем Сократа, следующим образом определил цели воспитания: 1. Вера и благочестие. 2. Добрые нравы. 3. Знания языков и наук.

     Немецкий педагог И.Ф. Гербарт смотрел на педагогический процесс с научных позиций первой половины XIX столетия и внес в него две идеи, влияющие на развитие педагогической науки и практики до наших дней. Он писал: А. «Первой, но вместе с тем далеко не полной наукой для воспитателя должна бы быть такая психология, в которой была бы намечена вся совокупность человеческих побуждений». Б. «Воспитание путем преподавания рассматривает как преподавание все то, что дается питомцу в качестве предмета для рассмотрения».

    Эти идеи родили в поколениях последователей Гербарта два вывода: первый – психология важнее педагогики, второй – обучение должно быть воспитывающим.

    Один из основателей советской педологии П.П. Блонский в своей книге «Педология» писал о Гербарте и его идеях следующее: «Его последователями, так называемыми гербартианцами, впервые начинает систематически разрабатываться педагогическая психология. (С. 9)

     …Нам необходимо учесть критику увлечения педагогической психологией, чтобы не повторять старых ошибок. Эта критика концентрируется главным образом на следующих трех пунктах: 1) нельзя заменить педагогической психологией педагогику; 2) не удовлетворяет узкоприкладной характер педагогической психологии; 3) она не дает в полной мере нужного педагогам знания детей. У педагогики есть ряд очень важных проблем, не решаемых средствами педагогической психологии (например, цели воспитания, содержание учебного материала, органы воспитания); кроме того, даже те проблемы, в решении которых участвует педагогическая психология, педагогика решает со своей точки зрения – точки зрения воспитания подрастающего человека.» (С. 11)

     Блонский считал, что: «Педология – наука о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.» (С. 16) А заключает свою книгу он следующими словами: «Воспитание существует уже на самых ранних стадиях истории культуры. Педология, стремясь дать полную картину развития ребенка со всеми закономерностями его, призвана помогать воспитанию нового – полноценного, всесторонне развитого человека…» (С. 281)

     Блонский как будто бы все расставил по местам. Тем не менее, в 30-е годы прошлого века педология была разгромлена, как вредная наука, но идеи Гербарта оказались живы. В конце 70-х годов прошлого столетия разворачивается дискуссия о «воспитывающем обучении», острие которой было направлено против воспитательных систем А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. В это же время появляются идеи «развивающего обучения», которые позднее переросли в «педагогику развития», делавшие упор на развитие ребенка в ущерб воспитанию.

     В том, что предупреждения Блонского об опасностях увлечения педологией осуществлены с точность до наоборот легко убедиться, хотя бы бегло ознакомившись с ролью, которую играют люди, имеющие психологическую подготовку в руководстве образованием Красноярского края и всей страны, в отказе органов образования от воспитательной работы и в том, что некоторые из его руководителей (Министр Фурсенко) высказывают полное непонимание содержания воспитательной работы.

     Воспитание нуждается в идеологии, идеалах и ценностях и опирается на сознание. Педология опирается на инстинкты, рефлексы, реакции, эмоции, восприятия, в конечном счете, животные начала. Советские идеалы и идеология после начала реформ отброшены и педагогика, как наука, потеряла предмет изучения, а человек, как биологический вид, с присущими ему психическими реакциями остается.

     Бездействие органов образования в сфере воспитания становится нетерпимым. Государственная дума решает вопрос о снижении возраста уголовного наказания подростков с 14 до 12 лет. Агрессия, немотивированная жестокость, подростковые банды, убивающие и насилующие не только сверстников, но и взрослых захлестнули страну. Педология без педагогики эти проблемы решать не может. Обучение религиозным культурам без педагогики тоже будет неэффективно.

     В своей работе по созданию основ методологии духовно-нравственного воспитания я пытаюсь разработать светский путь сознательного овладения молодежью традиционными духовно-нравственными ценностями. Однако, понимания встречаю мало.