ORANGE VIOLET BLUE

Обратная связь

Поиск по сайту

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В МЕТОДОЛОГИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Педагогическая антропология в наше время превратилась во многом в схоластическую науку, оторвавшуюся от практических проблем школы. Тем самым она оставила без ответа вопросы, что есть человек, существует ли у него духовный мир, а, следовательно, какую роль играет духовно-нравственное воспитание в формировании личности, как педагог должен относится к учащемуся как существу, у которого превалирует биологическая, т.е. животная составляющая или же он наделен еще и духовностью? После отказа от советской модели воспитания и насаждения либеральной, во многом противоречащей традиционной системе воспитания, издержки такого перехода принимают вопиющий характер. Попытаемся рассмотреть последствия нерешенности антропологической проблемы в педагогике.

  1. 1. Христианская концепция человека

Более двух тысяч лет человек рассматривался в единстве тела и души. Идея о воспитании добродетелей для достижения духовного совершенства родилась в Древней Греции и наряду с физическим развитием тела явилась основой представлений о гармоничном формировании личности.

Христианство, рассматривая человека в тесном единстве души, духа и тела, на первое место ставило его духовные качества и считало венцом творения, созданным по образу и подобию Бога. Апостол Павел был первым из последователей Иисуса Христа, который посмотрел на историю как на поле битвы за человека и разделил ее на два периода: господство «ветхого человека», то есть период язычества и эпоху формирования нового человека, начавшуюся с появлением морали Христа. Он призывал: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях…»1 и указал на черты «ветхого человека», которые нужно преодолеть, - насилие, лживость, похоть, стремление к богатству и удовольствиям.

Павел требует от последователей Христа: «Обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины. Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга… Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства2

Ян Амос Коменский создает основы классической педагогики, которая была христианской по содержанию, на идеях духовного развития. Сам он прежде всего являлся епископом церкви чешских братьев и только потом - великим педагогом. Его триада этапов духовного формирования личности: «вера и благочестие», «добрые нравы», «знание языков и основ наук» добросовестно служила делу воспитания молодежи триста лет и направляла его по пути, указанному Христом в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»3. Христианство положило в основу духовности религиозную составляющую, и человек представал в единстве духовного и биосоциального начала.

  1. 2. Биосоциальная сущность человека

Понимание человека как биосоциальной сущности зародилось еще в античности, но научное толкование получило в конце XIX – начале ХХ столетия после появления теории эволюции Ч. Дарвина, которая вызвала к жизни множество наук о человеке как биосоциальном существе. Понимание биосоциальной сущности человека покоится на двух принципах: 1) человек по своему биологическому строению ничем не отличается от других высших млекопитающих; 2) поведение людей в социуме во многом определяется действием инстинктов и приобретенных рефлексов. Изготовление орудий объявлялось главным фактором формирования человека, против чего выступают многие современные ученые, считающие, что орудийная деятельность не носила определяющего характера, а сознание и культура появились в результате развития языка, ритуалов и мифов.

Выдающуюся роль в развенчании духовности как качества, присущего только человеку сыграли два демонических гения: Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. Первый отверг христианского Бога, призвал отказаться от его морали, объявил силу и насилие главными качествами человека. Ф. Ницше не был атеистом. Просто для его «сверхчеловека» христианский Бог - Иисус Христос и его мораль не годились. Многие пытаются сверхчеловека Ницше представить неким сверхсовершенным существом. Представляется, что почитатели больного философа, то ли не поняли его, то ли вложили в его философию свои представления, то ли просто не читали. Ницше не приписывает своему герою сверхинтеллект, ему присущи совершенно другие качества, среди которых главным является стремление к господству над окружающими. Это, прежде всего, аморальный тип, который ради выгоды не остановится перед любым злодейством. Ницше так и заявляет, что добрые назвали бы этот тип человека дьяволом.

Многочисленные поклонники философа, считающие свою принадлежность к сверхчеловечеству неоспоримой, наслаждаются возможностью, хотя бы в собственных глазах чувствовать свое превосходство над толпой или стадом и несут идеи Ницше в широчайшие массы молодежи, заражая ее нигилизмом, отрицающим мораль и общественное мнение.

Пансексуализм Фрейда и сексуальная контрреволюция

Через десять лет после того как Ницше сошел с ума З. Фрейд опубликовал книгу «Толкование сновидений», в которой утверждал, что сексуальный инстинкт – либидо является главным мотивом поведения людей. Ницшеанство и фрейдизм становятся чрезвычайно модными, превращаясь в религию, и находя все больше последователей среди молодежи. Сильные и гордые, которым надлежит повелевать, получили в качестве смысла жизни – «волю к власти», то есть стремление господствовать над остальным человечеством, а целью самой толпы или «стада» становилось удовлетворение полового влечения, похоти. Язычник Ницше и атеист Фрейд были единодушны в признании необходимости высвобождения биологических инстинктов из-под контроля морали и культуры. Духовность по Фрейду является репрессивным фактором, ведущим к неврозам, а Ницше считал ее препятствием для реализации воли к власти. Он говорил, что «духовность опасна.»4

После поездки в США в 1909 году Фрейд становится необычайно популярным во всем мире, а его деятельность привлекла множество последователей. Возникает новая наука сексология, которая изучает особенности человеческой сексуальности. Начинают издаваться журналы, посвященные данной тематике, создаются общества не то любителей, не то знатоков, а в 1918 году в Берлине открывается первый институт сексологии. Выбрано очень знаменательное время. Германия проиграла войну, в стране острая нехватка продовольствия, вспыхивают революционные бунты, и в это же время находятся энтузиасты, для которых проблемы секса важнее проблем страны и народа. Нет ответа на вопрос, где они находят деньги, чтобы арендовать помещения, нанять сотрудников, покупать книги и нести другие расходы. Создается впечатление, что, кем-то из сексуально озабоченных людей формируется сила, способная отвлечь молодежь от социальных проблем.

В 1921 году там же в Берлине созывается первый Международный Конгресс сексуальных реформ, а вскоре создается Всемирная лига сексуальных реформ, которая существует до наших дней и ведет работу по освобождению сексуального инстинкта от оков морали. Начинается эпоха сексуальной революции. Программа Всемирной лиги сексуальных реформ по сексуальному просвещению молодежи и взрослых начала успешно воплощаться в жизнь. Борьба за социальные преобразования трансформируется в требования полной сексуальной свободы. Молодежь и студенчество, которые в течение столетий были источником социальных потрясений, присмирели, им не нужна борьба за социальную справедливость, они хотят сексуального освобождения. Последними массовыми движениями молодежи было движение «хиппи» и французских студентов в 1968 г., которым удалось ускорить отставку де Голля. Хиппи были плодом сексуальной революции, а студенты Парижа начали свой бунт с требований свободного доступа в любое время суток в женские общежития Сорбонны. Свое признание сексуальная революция нашла у Герберта Маркузе, который писал: «Сегодня борьба за жизнь, борьба за Эрос – это политическая борьба»5.

В Западной Европе движение за социальную революцию растворяется в требованиях сексуальной свободы, которое вербует в свои ряды наиболее активную революционную силу – молодежь и студентов, биологизаторский подход к человеку торжествует, он начинает убивать тягу к высоким идеалам и духовность еще в первой половине ХХ в. (Кристина Вурст – бородатая женщина, победительница Евровидения.)

Попытка соединить социальную революцию с сексуальной была предпринята в Советской России, где ее активным проводником был Лев Троцкий. Сразу после победы Октября ее идеи стали усиленно насаждаться вместе с психоанализом Фрейда, на их базе возникает новая наука - педология. После окончания Гражданской войны большевики столкнулись с толпами беспризорных детей, многие из которых были плодами свободной любви, принесенной сексуальной революцией. Большевики прозревают, ими пересматриваются отношения к семье и браку. Они понимают, что существование крепкого государства немыслимо без семьи, являющейся ячейкой общества, что марксистские идеи об общественном воспитании детей вредная утопия, что государство без семьи с воспитанием подрастающих поколений не справится. Первым компанию борьбы за укрепление семьи и ограничение свободной любви начал А.В. Луначарский, вскоре поддержанный Сталиным.

Рассказывают, что в средине 1920 годов в Москве был открыт детский сад, воспитание в котором велось по системе Фрейда. Туда был взят и сын Сталина Василий. Когда Сталин спросил ребенка, чему их учат в садике, тот ответил – онанизму. Сталин был шокирован, а затем последовали оргвыводы: садик закрыли, педологов разогнали, фрейдистов тоже. На семьдесят лет биологизаторский взгляд на человека был отвергнут.

Вопреки приверженности материализму, советские педагоги видели в человеке не только биологическую, но и духовную сущность, поэтому программа воспитания нового человека принятая в 1961 году предусматривала: нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. Тем самым она демонстрировала преемственность с христианским пониманием человека как единства тела, души и духа.

  1. 3. Антропологическая функция духовности

В современном подходе к проблемам образования антропологический вопрос, какова сущность человека, завис в воздухе. Лет двадцать назад Фрэнсис Фукуяма писал о тупике, «в котором находится мысль в вопросе: что есть человек?»6 Современный российский философ Б.В. Марков утверждает: «Современная ситуация характеризуется незнанием того, что такое человек?»7 Известный и авторитетный психолог и философ Эрих Фромм считал: «Человек - не вещь; его нельзя разобрать на части, не уничтожив, им нельзя манипулировать без риска причинить ущерб, и его нельзя создать искусственно.

Психология способна показать нам, чем человек не является. Но она не может сказать нам, что есть человек, что есть каждый из нас. Душу человека, уникальную сердцевину каждой человеческой индивидуальности, невозможно ни понять, ни адекватно описать. Поэтому справедливо заключить, что цель психологии – негативная, т.е. преодоление искажений и иллюзий, а не позитивная, т.е. полное совершенное знание о человеке.»8

Для педагогики проблема сущности человека чрезвычайно важна, так как от нее зависят методологические подходы к образованию, а, главное, к воспитанию. Если человек не более чем животное, то использование инстинктов и выработка полезных рефлексов единственный путь формирования личности. Если он нечто большее, значит, необходимо воспитание неких духовных качеств, составляющих в своем единстве духовный мир человека. Суть проблемы состоит в том, что психофизиологические качества, относящиеся к биосоциальной природе человека, достаточно легко исследовать естественнонаучными средствами, приборами и при помощи специально разработанных тестов. Память, быстрота реакции, острота зрения и слуха, сенсорные и коммуникативные способности, а также многое другое легко проверяется, а, следовательно, подлежит целенаправленной корректировке. В то же время вопрос о душе и духовности выпадает из естественнонаучной плоскости, нося метафизический характер, и позволяя отрицать наличие того и другого. Многие современные ученые утверждают, что не существует различия между гуманитарным и естественнонаучным знанием, поэтому все рассуждения о духовности не более чем спекуляции.

Выдающимися психологами Карлом Густавом Юнгом и Эрихом Фроммом исследованию души посвящен ряд произведений: «Душа человека» - Э. Фромма, «Проблемы души нашего времени», «Дух и жизнь», «Об энергетике души», «Душа и миф» - К. Г. Юнга. Писала о неподдающихся научному объяснению проявлениях человеческой психики Наталья Петровна Бехтерева. Эти ученые рассматривали душу, духовность и дух не как божественный дар, но как результат духовной эволюции человечества, продолжавшейся тысячелетия в лоне культуры, в которой язык, миф, ритуал, символика, мистика и даже алхимия играли важнейшую роль. Следует упомянуть, что работы К.Г. Юнга в сфере бессознательного привели к появлению детектора лжи, а его теоретические разработки в духовной сфере игнорируются.

Еще в советские времена были выработаны светские понятия о духовности человека, которая заключается в стремлении к самосовершенствованию путем приобщения к знаниям и культуре, постижению красоты, в том числе человеческих отношений и желании делать добро. Главными чертами духовного человека являются: коллективизм, альтруизм, милосердие и высокая нравственность.

  1. 4. Последствия господства бездуховности

В отличие от большинства философов биопсихологи без тени смущения заявляют, что им открылась тайна сущности человека. Доктор биологических наук А. Марков - утверждает: «Мы не произошли от обезьяны. Мы – обезьяны, но обезьяны особенные, культурные и к тому же умные…Я считаю, что десакрализация и демистификация человеческой психики, вскрытие ее подлинных эволюционных и нейробиологических корней – это путь к переводу нашего самосознания на новый, более высокий уровень.»9 Странная логика, если люди будут чувствовать себя обезьянами то их самосознание вырастет, но в жизни происходит обратное люди опускаются до уровня животных.

Мортон Хант – американский психолог пишет о самом известном в мире психологе-бихевиористе Б.Ф. Скиннере (1904-1990) следующее: «Понимание человеком самого себя, по крайней мере в той форме, в какой его искали философы и психологи столько столетий, вовсе не было целью исследований Скиннера. На протяжении всей своей долгой жизни он крепко держался ортодоксального бихевиористского взгляда, согласно которому такие «субъективные реальности», как разум, мысль, память, рассуждения не существуют, а являются лишь «вербальными конструкциями, грамматическими ловушками, в которые попало человечество в процессе развития языка. Целью Скиннера было не понимание человеческой психики, а определение того, как поведение формируется внешними причинами»10.

Учеными, придерживающимися подобных взглядов, пишутся многочисленные книги, упомянем некоторые из них: «Общественное животное» - Эллиот Аронсон, «Голая обезьяна» и «Людской зверинец» Десмонд Моррис. Авторы настоятельно внушают, что люди - всего лишь животные. Нейрофизиологи, стремясь опровергнуть наличие духовности, открыли в мозгу центры всех жизненно важных психосоциальных процессов: любви, ненависти, ревности и многое другое, доказывая превосходство биологического начала над духовным. По этим причинам индивидуализм и полная свобода следования собственным инстинктам ради достижения удовольствий считается основным правом личности.

Отрицание духовной составляющей человека и общества приводит к разрушительным последствиям. Во-первых, это дегуманизация и деградация культуры, благодаря которой человека стал человеком и выделился из животного мира. Образование, искусство и литература, живопись, театр и кино – все испытывает тлетворное воздействие бездуховности. Отрицание любви ведет к господству секса во всех сферах культуры и общественного сознания. Фрейдистская теория пансексуализма подвергается критике даже со стороны большинства последователей ученого, но среди деятелей литературы и искусства она находит многочисленных приверженцев. Со страниц романов, с театральных подмостков, из уст деятелей культуры и с всевозможных экранов на зрителей льется поток эротики, переходящей в порнографию и нецензурный мат. При этом ссылаются на великих писателей, поэтов и древнее искусство. Конечно, великие позволяли себе шалости, но никогда не считали их дозволительной нормой. Представить, что Онегин в письме к Татьяне позволяет себе даже простые пошлости, а речь князя Болконского перемежается матом, невозможно.

Исчезает понятие «культурный человек», которому соответствовал определенный стиль поведения: речь, отношения с окружающими, манеры – все говорило о его этическом уровне. Сегодня неприличное поведение становится нормой, стоит только посмотреть на многих шоу-звезд. Ложь перестала считаться таковою, а стала называться «субъективной интерпретацией фактов». Теперь никого не упрекают во лжи, а обвиняют в произвольной трактовке событий или явлений.

Такую ситуацию многие социологи объясняют естественными процессами либерализации общественных отношений. Представляется, что эта либерализация вызвана, прежде всего, педагогами, которые в борьбе за свободу личности первым делом отказались от признания духовной сущности ребенка, сделав упор на развитие его биосоциальных функций.

  1. 5. Переформатирование человека

Борьба с духовностью и утверждение биосоциальной сущности человека, сопровождаемое насаждением нигилизма, подкрепленного философией постмодернизма, не является естественным процессом. Вдохновители и спонсоры этого процесса уже не скрывают своих лиц. Развенчание высоких идеалов и принципов, утверждение животного начала ведется под руководством правительств западных стран, которые объясняют свою политику борьбой за права человека.

Для этих правителей важно убить в людях творческое начало, сделать послушным электоратом, исключить возможность каких-либо социальных катаклизмов. Для этого людей нужно увести в мир параллельной реальности, где господствует секс, наркотики, отупляющая музыка, нет только одного – реальных проблем

Происходит переформатирование людей путем изменения общественного сознания. Когда население целых стран перестает верить в общественно значимые идеалы, вместо которых ему подсовывают ложные ценности, людей можно повернуть куда угодно. Об этом свидетельствует распад СССР, события на Украине, когда обещания благоденствия в союзе с Европой сделали большинство населения послушным чужим интересам.

Молодежь самой Европы подвергается тотальному переформатированию, при котором сексуальная составляющая жизни человека ставится выше всех остальных. Взят курс на стирание гендерных различий и социальных функций мужчин и женщин. Сексуальное просвещение начинается в начальных классах школы. Уже во 2-3 классе детей учат надевать презервативы, в туалетах убирают стены, проводят коллективные занятия мастурбацией, устраивают экзамены по оргазму, доказывают пользу инцеста и однополых сексуальных отношений, договорились до утверждения, что сексуальное удовольствие дети должны получать с колыбели.

Для человека, зацикленного на сексе и удовольствиях, не существует высоких мотивов противодействия наркомании. Все больше европейских стран принимают законы о легализации наркотиков. Секс и наркотики убивают силу и ум молодежи, ее способность выступать за свои политические и социальные права. В этот процесс вносит свою лепту и образование, выхолащивая свою научную составляющую, так например, в Финляндии собираются исключить из учебных планов математику, физику и химию. Профессор Катасонов В.Ю. говорит, «главным ресурсом рыночной экономики является дурак, а образование – это конвейер по подготовке дураков». Образованные люди задают много вопросов, которые требуют ответа, а глупым все известно. Постепенно этот «опыт» переползает через границу и проникает в нашу страну. Оренбургские пчелки, прогремевшие на всю страну, – результат следования нравам сексуальной революции.

Библиография:

  1. Апостол Павел. Посланиек Ефесянам: 4:22.
  2. Апостол Павел. Послание к Колоссянам 3:5-14
  3. Евангелие от Матфея. 5:48.
  4. Ницше Ф. Утренняя заря. М. Минск. 2008. С.282
  5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М. 2003. С. 250
  6. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. М. 2007. С. 448.
  7. Марков Б.В. Философская антропология. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. С.7.
  8. Фромм, Эрих. О пределах и опасностях психологии. Вы будете как боги. [сборник] М. 2013. С. 184-185.
  9. Марков, А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М. 2012. С. 494.
  10. Хант, М. История психологии. М. 2009. С. 335.